ПРИНЯТО
Решением Педагогического совета
(протокол от 25.06.2024 г. № 7)
УТВЕРЖДАЮ
Директор
/А.В. Тихонова /
Приказот 25.06.2024 г. № 111
Изменения,
Вносимые в Основную образовательную программу
начального общего образования
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Маныч-Балабинской основной общеобразовательной школы
(МБОУ Маныч-Балабинской ООШ)
1. Исключить из ООП НОО МБОУ Маныч-Балабинской ООШ предмет «Технология».
2. Вп.18.4.«Предметные результаты» слова по учебному предмету «Технология»
«заменить словами «По учебному предмету Труд (технология)» по всему тексту.
Планируемые результаты изложить в редакциип.167 (Федеральная рабочая программа
по учебному предмету "Труд (технология)" приказа Министерства просвещения
Российской Федерации от №171 «О внесении изменений в некоторые приказы
Министерства образования и науки приказа Министерства просвещения Российской
Федерации касающиеся изменения ФОП НОО, ООО и СОО»
3. П.28 «Рабочая программа по учебному предмету «Труд (технология) »» изложить в
следующей редакции:
П.28 «Рабочая программа по учебному предмету «Труд (технология)»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Труд (технология)» (далее соответственно программа по труду (технологии), труд (технология)) на уровне начального общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные
в федеральной рабочей программе воспитания.
Основной целью программы по труду (технологии) является успешная социализация
обучающихся, формирование у них функциональной грамотности на базе освоения
культурологических и конструкторско-технологических знаний (о рукотворном мире и общих
правилах его создания в рамках исторически меняющихся технологий) и соответствующих им
практических умений, необходимых для разумной организации собственной жизни воспитание
ориентации на будущую трудовую деятельность, выбор профессии в процессе практического
знакомства с историей ремесел и технологий.
Программа по труду (технологии) направлена на решение системы задач:
формирование общих представлений о культуре и организации трудовой деятельности как
важной части общей культуры человека;
становление элементарных базовых знаний и представлений о предметном (рукотворном)
мире как результате деятельности человека, его взаимодействии с миром природы, правилах и
технологиях создания, исторически развивающихся и современных производствах и профессиях;
формирование основ чертежно-графической грамотности, умения работать с простейшей
технологической документацией (рисунок, чертёж, эскиз, схема);
формированиеэ лементарных знаний и представлений о различных материалах, технологиях
их обработки и соответствующих умений;
развитие сенсомоторных процессов, психомоторной координации, глазомера через
формирование практических умений;
расширениекультурногокругозора,развитиеспособноститворческогоиспользования
полученных знаний и умений в практической деятельности;
развитие познавательных психических процессов и приёмов умственной деятельности
посредством включения мыслительных операций в ходе выполнения практических заданий;
развитие гибкости и вариативности мышления, способностей к изобретательской
деятельности;
воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным традициям, понимания
ценности предшествующих культур, отражённых в материальном мире;
воспитание понимания социального значения разных профессий, важности ответственного
отношения каждого за результаты труда;
воспитаниеготовностиучастиявтрудовыхделахшкольногоколлектива;
развитие социально ценных личностных качеств: организованности, аккуратности,
добросовестного и ответственного отношения к работе, взаимопомощи, волевой саморегуляции,
активности и инициативности;
воспитаниеинтересаитворческогоотношениякпродуктивнойсозидательнойдеятельности,
мотивации успеха и достижений, стремления к творческой самореализации;
становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого отношения к
окружающей природе, осознание взаимосвязи рукотворного мира с миром природы;
воспитание положительного отношения к коллективному труду, применение правил
культуры общения, проявление уважения к взглядам и мнению других людей.
Содержание программы по труду (технологии) включает характеристику основных
структурных единиц (модулей), которые являются общими для каждого года обучения:
технологии,профессиии производства;
технологии ручной обработки материалов: работы с бумагой и картоном, с пластичными
материалами, с природным материалом, с текстильными материалами и другими
доступными материалами (например, пластик, поролон, фольга, солома);
конструирование и моделирование: работа с конструктором (с учётом возможностей
материально-технической базы образовательной организации), конструирование и
моделирование из бумаги, картона, пластичных материалов, природных и текстильных
материалов, робототехника (с учётом возможностей материально-технической базы
образовательной организации);
ИКТ (с учётом возможностей материально-технической базы образовательной организации).
В процессе освоения программы по труду(технологии) обучающиеся овладевают основами
проектной деятельности, которая направлена на развитие творческих черт личности,
коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать и использовать информацию.
В программе по труду (технологии) осуществляется реализация межпредметных связей с
учебными предметами: «Математика» (моделирование, выполнение расчётов, вычислений,
построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами,
именованными числами), «Изобразительное искусство» (использование средств художественной
выразительности, законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна),
«Окружающий мир» (природные формы и конструкции как универсальный источник инженернохудожественных идей для мастера; природа как источник сырья, этнокультурные традиции),
«Литературное чтение» (работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии).
Общее число часов, отведенных на изучение предмета «Труд (технология)» – 135 часов: в 1
классе–33часа (1 час в неделю), во 2 классе–34 часа (1 час в неделю), в 3 классе –34 часа (1час в
неделю), в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Технологии, профессии и производства.
Природное и техническое окружение человека. Природа как источник сырьевых ресурсов и
творчества мастеров. Красота и разнообразие природных форм, их передача в изделиях из
различных материалов. Наблюдения природы и фантазия мастера – условия создания изделия.
Бережное отношение к природе. Общее понятие об изучаемых материалах, их происхождении,
разнообразии. Подготовка к работе. Рабочее место, его организация в зависимости от вида
работы. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, поддержание
порядка во время работы, уборка по окончании работы. Рациональное и безопасное
использование и хранение инструментов.
Мир профессий. Профессии родных и знакомых. Профессии, связанные с изучаемыми
материалами и производствами. Профессии сферы обслуживания.
Традиции и праздники народов России, ремёсла, обычаи.
Технологии ручной обработки материалов.
Бережное, экономное и рациональное использование обрабатываемых материалов.
Использование конструктивных особенностей материалов при изготовлении изделий.
Общее представление об основных технологических операциях ручной обработки
материалов: разметка деталей, выделение деталей, формообразование деталей, сборка изделия,
отделка изделия или его деталей.
Способы разметки деталей: «наглаз» и «отруки», по шаблону, по линейке (как
направляющему инструменту без откладывания размеров) и изготовление изделий с опорой на
рисунки, графическую инструкцию, простейшую схему. Чтение условных графических
изображений (называние операций, способов и приёмов работы, последовательности
изготовления изделий). Правила экономной и аккуратной разметки. Рациональная разметка и
вырезание нескольких одинаковых деталей из бумаги. Способы соединения деталей в изделии: с
помощью пластилина, клея, скручивание, сшивание и другое. Приёмы и правила аккуратной
работы с клеем. Отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и другое).
Подбор соответствующих инструментов и способов обработки материалов взависимости от
их свойств и видов изделий. Инструменты и приспособления (ножницы, линейка, игла, гладилка,
стека, шаблон и другие), их правильное, рациональное и безопасное использование.
Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и другое). Приёмы изготовления
изделий доступной по сложности формы из них: разметка «наглаз», отделение части (стекой,
отрыванием), придание формы.
Наиболее распространённые виды бумаги. Их общие свойства. Простейшие способы
обработки бумаги различных видов: сгибание и складывание, сминание, обрывание, склеивание
и другое. Резание бумаги ножницами. Правила безопасного использования ножниц.
Виды природных материалов (плоские–листья и объёмные–орехи, шишки, семена, ветки).
Приёмы работы с природными материалами: подбор материалов в соответствии с замыслом,
составление композиции, соединение деталей (приклеивание, склеивание с помощью прокладки,
соединение с помощью пластилина).
Общее представление о тканях (текстиле), их строении и свойствах. Швейные инструменты
и приспособления (иглы, булавки и другие). Отмеривание и заправка нитки в иголку, строчка
прямого стежка.
Использование дополнительных отделочных материалов.
Конструирование и моделирование.
Простые и объёмные конструкции из разных материалов (пластические массы, бумага,
текстиль и другое) и способы их создания. Общее представление о конструкции изделия, детали
и части изделия, их взаимное расположение в общей конструкции. Способы соединения деталей
в изделиях из разных материалов. Образец, анализ конструкции образцов изделий, изготовление
изделий по образцу, рисунку. Конструирование по модели (на плоскости). Взаимосвязь
выполняемого действия и результата. Элементарное прогнозирование порядка действий в
зависимости от желаемого (необходимого) результата, выбор способа работы в зависимости от
требуемого результата (замысла).
ИКТ.
Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях.
Информация. Виды информации.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕДЕЙСТВИЯ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)
Изучение предмета «Труд (технология)» в 1 классе способствует освоению на
пропедевтическомуровнерядауниверсальныхучебныхдействий:познавательныхуниверсальных
учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных
универсальных учебных действий, совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и
исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
Ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах
изученного); воспринимать и использовать предложенную инструкцию (устную,
графическую);
анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку, выделять основные и
второстепенные составляющие конструкции;
сравнивать отдельные изделия (конструкции), находить сходство и различия в их устройстве.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией часть
познавательных универсальных учебных действий:
воспринимать информацию (представленную в объяснении учителя или в учебнике),
использовать её в работе;
понимать и анализировать простейшую знаково-символическую информацию (схема,
рисунок) и строить работу в соответствии с ней.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общаться как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
участвовать в коллективном обсуждении: высказывать собственное мнение, отвечать на
вопросы, выполнять правила этики общения: уважительное отношение к одноклассникам,
внимание к мнению другого;
строить несложные высказывания, сообщения в устной форме (по содержанию изученных
тем).
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и
Самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий:
Принимать и удерживать в процессе деятельности предложенную учебную задачу;
действовать по плану, предложенному учителем, работать с опорой на графическую
инструкцию учебника, принимать участие в коллективном построении простого плана действий;
понимать и принимать критерии оценки качества работы, руководствоваться ими в
процессе анализа и оценки выполненных работ;
организовывать свою деятельность: производить подготовку к уроку рабочего места,
поддерживать на нём порядок в течение урока, производить необходимую уборку по окончании
работы;
выполнять несложные действия контроля и оценки по предложенным критериям.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
проявлять положительное отношение к включению в совместную работу, к простым видам
сотрудничества;
принимать участие в парных, групповых, коллективных видах работы, в процессе
изготовления изделий осуществлять элементарное сотрудничество.
2 КЛАСС
Технологии, профессии и производства.
Рукотворный мир – результат труда человека. Элементарные представления об основном
принципе создания мира вещей: прочность конструкции, удобство использования, эстетическая
выразительность. Средства художественной выразительности (композиция, цвет, тон и другие).
Изготовление изделий с учётом данного принципа. Общее представление о технологическом
процессе: анализ устройства и назначения изделия, выстраивание последовательности
практических действий и технологических операций, подбор материалов и инструментов,
экономная разметка, обработка с целью получения (выделения) деталей, сборка, отделка изделия,
проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Изготовление
изделий из различных материалов с соблюдением этапов технологического процесса.
Традиции и современность. Новая жизнь древних профессий. Совершенствование их
технологических процессов. Мир профессий. Мастера и их профессии, правила мастера.
Культурные традиции. Техника на службе человека.
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и
воплощение). Несложные коллективные, групповые проекты.
Технологии ручной обработки материалов.
Многообразие материалов,их свойствиих практическое применение в жизни. Исследование
и сравнение элементарных физических, механических и технологических свойств различных
материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным
свойствам. Знание и выполнение основных технологических операций ручной обработки
материалов в процессе изготовления изделия: разметка деталей (с помощью линейки (угольника,
циркуля), формообразование деталей (сгибание, складывание тонкого картона и плотных видов
бумаги идругое), сборка изделия (сшивание). Подвижное соединение деталей изделия.
Использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от вида и
назначения изделия. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж,
эскиз, схема.
Чертёжные инструменты – линейка, угольник, циркуль. Их функциональное назначение,
конструкция. Приёмы безопасной работы колющими инструментами (циркуль).
Технология обработки бумаги и картона. Назначение линий чертежа (контур, линия
разреза, сгиба, выносная, размерная). Чтение условных графических изображений. Построение
прямоугольника от двух прямых углов (от одного прямого угла). Разметка деталей с опорой на
простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу,
схеме. Использование измерений, вычислений и построений для решения практических задач.
Сгибание и складывание тонкого картона и плотных видов бумаги – биговка. Подвижное
соединение деталей на проволоку, толстую нитку.
Технология обработки текстильных материалов. Строение ткани (поперечное и продольное
направление нитей). Ткани и нитки растительного происхождения (полученные на основе
натурального сырья). Виды ниток (швейные, мулине). Трикотаж, нетканые материалы (общее
представление), его строение и основные свойства. Строчка прямого стежка и её варианты
(перевивы, наборы) и (или) строчка косого стежка и её варианты (крестик, стебельчатая, ёлочка).
Лекало. Разметка с помощью лекала (простейшей выкройки). Технологическая
последовательность изготовления несложного швейного изделия (разметка деталей, выкраивание
деталей, отделка деталей, сшивание деталей).
Использование дополнительных материалов (например, проволока, пряжа, бусины идругие).
Конструирование и моделирование.
Основные и дополнительные детали. Общее представление о правилах создания
гармоничной композиции. Симметрия, способы разметки и конструирования симметричных
форм.
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по простейшему
чертежу или эскизу. Подвижное соединение деталей конструкции. Внесение элементарных
конструктивных изменений и дополнений в изделие.
ИКТ
Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях.
Поиск информации. Интернет как источник информации.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение предмета труда (технологии) во 2 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий,
коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных
действий, совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и
исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах изученного);
выполнятьработувсоответствиисобразцом,инструкцией,устнойилиписьменной;
выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, группировки с учётом указанных
критериев;
строить рассуждения, делать умозаключения, проверять их в практической
работе; воспроизводить порядок действий при решении учебной (практической)
задачи;
осуществлять решение простых задач в умственной и материализованной форме.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как
часть познавательных универсальных учебных действий:
получать информацию из учебника и других дидактических материалов, использовать её в
работе;
понимать и анализировать знаково-символическую информацию (чертёж, эскиз, рисунок,
схема) и строить работу в соответствии с ней.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
выполнять правила участия в учебном диалоге: задавать вопросы, дополнять ответы других
обучающихся, высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, проявлять уважительное
отношение к одноклассникам, внимание к мнению другого;
делиться впечатлениями о прослушанном (прочитанном) тексте, рассказе учителя, о
выполненной работе, созданном изделии.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и
самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий:
Понимать и приниматьучебнуюзадачу;
организовывать свою деятельность;
Понимать предлагаемый план действий, действовать по плану;
прогнозировать необходимые действия для получения практического результата,
планировать работу;
выполнять действия контроля и оценки;
воспринимать советы, оценку учителя и других обучающихся, стараться учитывать их в
работе.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
Выполнять элементарную совместную деятельность в процессе изготовления изделий,
осуществлять взаимопомощь;
выполнять правила совместной работы: справедливо распределять работу, договариваться,
выполнять ответственно свою часть работы, уважительно относиться к чужому мнению.
3 КЛАСС
Технологии, профессии и производства.
Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры.
Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса.
Разнообразие творческой трудовой деятельности в современных условиях. Разнообразие
предметов рукотворного мира: архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного
искусства. Современные производства и профессии, связанные с обработкой материалов,
аналогичных используемым на уроках труда (технологии).
Общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие формы, размеров,
материала и внешнего оформления изделия его назначению. Стилевая гармония в предметном
ансамбле, гармония предметной и окружающей среды (общее представление).
Мир современной техники. Информационно-коммуникационные технологии в жизни
современного человека. Решение человеком инженерных задач на основе изучения природных
законов – жёсткость конструкции (трубчатые сооружения, треугольник как устойчивая
геометрическая форма и другие).
Бережное и внимательное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов и идей
для технологий будущего.
Элементарная творческая и проектная деятельность. Коллективные, групповые и
индивидуальные проекты в рамках изучаемой тематики. Совместная работа в малых группах,
осуществление сотрудничества, распределение работы, выполнение социальных ролей
(руководитель (лидер) и подчинённый).
Технологии ручной обработки материалов.
Некоторые (доступные в обработке) виды искусственных и синтетических материалов.
Разнообразие технологий и способов обработки материалов в различных видах изделий,
сравнительный анализ технологий при использовании того или иного материала (например,
аппликация из бумаги и ткани, коллаж и другие). Выбор материалов по их декоративнохудожественным и технологическим свойствам, использование соответствующих способов
обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления (циркуль, угольник, канцелярский нож, шило и другие),
знание приёмов их рационального и безопасного использования.
Углубление общих представлений о технологическом процессе (анализ устройства и
назначения изделия, выстраивание последовательности практических действий и
технологических операций, подбор материалов и инструментов, экономная разметка материалов,
обработка с целью получения деталей, сборка,отделка изделия, проверка изделия в действии,
внесение необходимых дополнений и изменений). Рицовка. Изготовление объёмных изделий из
развёрток. Преобразование развёрток несложных форм.
Технология обработки бумаги и картона. Виды картона (гофрированный, толстый, тонкий,
цветной и другой). Чтение и построение простого чертежа (эскиза) развёртки изделия. Разметка
деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Решение задач на внесение необходимых
дополнений и изменений в схему, чертёж, эскиз. Выполнение измерений, расчётов, несложных
построений.
Выполнение рицовки на картоне с помощью канцелярского ножа, выполнение отверстий
шилом.
Технология обработки текстильных материалов. Использование трикотажа и нетканых
материалов для изготовления изделий. Использование вариантов строчки косого стежка
(крестик, стебельчатая и другие) и (или) петельной строчки для соединения деталей изделия и
отделки. Пришивание пуговиц (с двумя-четырьмя отверстиями). Изготовление швейных изделий
из нескольких деталей.
Использование дополнительных материалов. Комбинирование разных материалов в одном
изделии.
Конструирование и моделирование.
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в том числе на боров
«Конструктор» по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным,
декоративно-художественным).Способы подвижного и неподвижного соединениядеталей набора
«Конструктор», их использование в изделиях, жёсткость и устойчивость конструкции.
Создание простых макетов и моделей архитектурных сооружений, технических устройств,
бытовых конструкций. Выполнение заданий на доработку конструкций (отдельных узлов,
соединений) с учётом дополнительных условий (требований). Использование измерений и
построений для решения практических задач. Решение задач на мысленную трансформацию
трёхмерной конструкции в развёртку (и наоборот).
ИКТ.
Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации,
получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии.
Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания,
персональный компьютер и другие. Современный информационный мир. Персональный
компьютер (ПК) и его назначение. Правила пользования ПК для сохранения здоровья.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Работа
с доступной информацией (книги, музеи, беседы (мастер-классы) смастерами, Интернет, видео,
DVD). Работа с текстовым редактором Microsoft Word или другим.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение труда (технологии) в 3 классе способствует освоению ряда универсальных
учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной
деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и
исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии, использовать их в ответах на
вопросы и высказываниях (в пределах изученного);
осуществлять анализ предложенных образцов с выделением существенных и
несущественных признаков;
выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или письменной, а также
графически представленной в схеме, таблице;
определять способы доработки конструкций с учётом предложенных условий;
классифицировать изделия по самостоятельно предложенному существенному признаку
(используемый материал, форма, размер, назначение, способ сборки);
читать и воспроизводить простой чертёж (эскиз) развёртки изделия;
восстанавливать нарушенную последовательность выполнения изделия.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как
часть познавательных универсальных учебных действий:
анализировать и использоватьзнаково-символические средства представления информации
для создания моделей и макетов изучаемых объектов;
на основе анализа информации производить выбор наиболееэ ффективных способов работы;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения
учебных и практических задач, в том числе Интернет под руководством учителя.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах
испособахсоздания;
описывать предметы рукотворного мира, оценивать их достоинства;
формулировать собственное мнение, аргументировать выбор вариантов и способов
выполнения задания.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и самоконтроля
как часть регулятивных универсальных учебных действий:
принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств для её решения;
прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, предлагать
план действий в соответствии с поставленной задачей, действовать по плану;
выполнятьдействияконтроляиоценки,выявлятьошибкиинедочётыпорезультатамработы,
устанавливать их причины и искать способы устранения;
проявлятьволевуюсаморегуляциюпривыполнениизадания.
Уобучающегосябудутсформированыследующиеумениясовместнойдеятельности:
выбиратьсебепартнёровпосовместнойдеятельностинетолькопосимпатии,ноипо деловым
качествам;
справедливо распределять работу, договариваться, приходить к общему решению, отвечать
за общий результат работы;
выполнятьролилидера,подчинённого,соблюдатьравноправиеидружелюбие;
осуществлятьвзаимопомощь,проявлятьответственностьпривыполнениисвоейчастиработы.
4 КЛАСС
Технологии,профессииипроизводства.
Профессии и технологии современного мира. Использование достижений науки в развитии
технического прогресса. Изобретение и использование синтетических материалов с
определёнными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях. Нефть как
универсальное сырьё. Материалы, получаемые из нефти (пластик, стеклоткань, пенопласт и
другие).
Мир профессий. Профессии, связанные с опасностями (пожарные, космонавты, химики и
другие).
Информационный мир, его место и влияние на жизнь и деятельность людей. Влияние
современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду,
способы её защиты.
Сохранениеиразвитиетрадицийпрошлоговтворчествесовременныхмастеров.Бережноеи
уважительное отношение людей к культурным традициям. Изготовление изделий с учётом
традиционных правил и современных технологий (лепка, вязание, шитьё, вышивка и другое).
Элементарнаятворческаяипроектнаядеятельность(реализациязаданногоилисобственного
замысла, поиск оптимальных конструктивных и технологических решений). Коллективные,
групповые и индивидуальные проекты на основе содержания материала, изучаемого в течение
учебного года. Использование комбинированных техник создания конструкций по заданным
условиям в выполнении учебных проектов.
Технологииручнойобработкиматериалов.
Синтетические материалы – ткани, полимеры (пластик, поролон). Их свойства. Создание
синтетических материалов с заданными свойствами.
Использование измерений, вычислений и построений для решения практических задач.
Внесение дополнений и изменений в условные графические изображения в соответствии с
дополнительными (изменёнными) требованиями к изделию.
Технология обработки бумагии картона. Подбор материалов в соответствии с
замыслом,особенностямиконструкцииизделия.Определениеоптимальныхспособовразметкидетал
ей, сборки изделия. Выбор способов отделки. Комбинирование разных материалов в одном
изделии.
Совершенствование умений выполнять разные способы разметки с помощью чертёжных
инструментов. Освоение доступных художественных техник.
Технологияобработкитекстильныхматериалов.Обобщённоепредставлениеовидахтканей
(натуральные, искусственные, синтетические), их свойствах и областей использования. Дизайн
одежды в зависимости от её назначения, моды, времени. Подбор текстильных материалов в
соответствии с замыслом, особенностями конструкции изделия. Раскрой деталей по готовым
лекалам (выкройкам), собственным несложным. Строчка петельного стежка и её варианты
(«тамбур»идругие),еёназначение(соединениеиотделкадеталей)и(или)строчкипетлеобразного
икрестообразногостежков(соединительныеиотделочные).Подборручныхстрочекдлясшивания и
отделки изделий. Простейший ремонт изделий.
Технология обработки синтетических материалов. Пластик, поролон, полиэтилен. Общее
знакомство, сравнение свойств. Самостоятельное определение технологий их обработки в
сравнении с освоенными материалами.
Комбинированноеиспользованиеразныхматериалов.
Конструированиеимоделирование.
Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность,
эргономичность и другие).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в том числе
конструктора, по проектному заданию или собственному замыслу. Поиск оптимальных и
доступных новых решений конструкторско-технологических проблем на всех этапах
аналитического и технологического процесса при выполнении индивидуальных творческих и
коллективных проектных работ.
Робототехника. Конструктивные, соединительные элементы и основные узлы робота.
Инструменты и детали для создания робота. Конструирование робота. Составление алгоритма
действийробота.Программирование,тестированиеробота.Преобразованиеконструкцииробота.
Презентация робота.
ИКТ.
РаботасдоступнойинформациейвИнтернетеинацифровыхносителяхинформации.
Электронные и медиаресурсы в художественно-конструкторской, проектной, предметной
преобразующей деятельности. Работа с готовыми цифровыми материалами. Поиск
дополнительнойинформациипотематикетворческихипроектныхработ,использованиерисунков из
ресурса компьютера в оформлении изделий и другое. Создание презентаций в программе
PowerPoint или другой.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕДЕЙСТВИЯ
Изучение труда (технологии) в 4 классе способствует освоению ряда универсальных
учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной
деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и
исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии, использовать их в ответах на
вопросы и высказываниях (в пределах изученного);
анализироватьконструкциипредложенныхобразцовизделий;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку,
простейшему чертежу, эскизу, схеме с использованием общепринятых условных обозначений и
по заданным условиям;
выстраивать последовательность практических действий и технологических операций,
подбирать материал и инструменты, выполнять экономную разметку, сборку, отделку изделия;
решатьпростыезадачинапреобразованиеконструкции;
выполнятьработувсоответствиисинструкцией,устнойилиписьменной;
соотноситьрезультатработысзаданнымалгоритмом,проверятьизделиявдействии,вносить
необходимые дополнения и изменения;
классифицироватьизделияпосамостоятельнопредложенномусущественномупризнаку
(используемый материал, форма, размер, назначение, способ сборки);
выполнятьдействияанализаисинтеза,сравнения,классификациипредметов(изделий)с учётом
указанных критериев;
анализироватьустройствопростыхизделийпообразцу,рисунку,выделятьосновныеи
второстепенные составляющие конструкции.
У обучающегося будутсформированы следующиеумения работать с информациейкак
часть познавательных универсальных учебных действий:
находитьнеобходимуюдлявыполненияработыинформацию,пользуясьразличными
источниками, анализировать её и отбирать в соответствии с решаемой задачей;
наосновеанализаинформациипроизводитьвыборнаиболееэффективныхспособовработы;
использоватьзнаково-символическиесредствадлярешениязадачвумственнойили
материализованнойформе,выполнятьдействиямоделирования,работатьсмоделями;
осуществлятьпоискдополнительнойинформациипотематикетворческихипроектных работ;
использоватьрисункиизресурсакомпьютеравоформленииизделийидругое;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения
учебных и практических задач, в том числе Интернет под руководством учителя.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
соблюдатьправилаучастиявдиалоге:ставитьвопросы,аргументироватьидоказыватьсвою
точку зрения, уважительно относиться к чужому мнению;
описывать факты из истории развития ремёсел на Руси и в России, высказывать своё
отношение к предметам декоративно-прикладного искусства разных народов Российской
Федерации;
создавать тексты-рассуждения: раскрывать последовательность операций при работе с
разными материалами;
осознавать культурно-исторический смысл и назначение праздников, их роль в жизни
каждого человека, ориентироваться в традициях организации и оформления праздников.
Уобучающегосябудутсформированыследующиеумениясамоорганизацииисамоконтроля как
часть регулятивных универсальных учебных действий:
понимать и принимать учебную задачу, самостоятельно определять цели учебнопознавательной деятельности;
планировать практическую работу в соответствии с поставленной целью и выполнять её в
соответствии с планом;
на основе анализа причинно-следственных связей между действиями и их результатами
прогнозировать практические «шаги» для получения необходимого результата;
выполнятьдействияконтроля(самоконтроля)иоценки,процессаирезультатадеятельности, при
необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
проявлятьволевуюсаморегуляциюпривыполнениизадания.
Уобучающегосябудутсформированыследующиеумениясовместнойдеятельности:
организовыватьподруководствомучителясовместнуюработувгруппе:распределятьроли,
выполнять функции руководителя или подчинённого, осуществлять продуктивное
сотрудничество, взаимопомощь;
проявлять интерес к деятельности своих товарищей и результатам их работы, в
доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения;
в процессе анализа и оценки совместной деятельности высказывать свои предложения и
пожелания, выслушивать и принимать к сведению мнение других обучающихся, их советы и
пожелания, с уважением относиться к разной оценке своих достижений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
ТЕХНОЛОГИИ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по труду (технологии) на уровне
начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности всоответствии страдиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности.
Врезультатеизучениятруда(технологии)науровненачальногообщегообразованияу
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в
жизни человека и общества, уважительное отношение к труду и творчеству мастеров;
осознаниероличеловекаииспользуемыхимтехнологийвсохранениигармонического
сосуществования рукотворного мира с миром природы, ответственное отношение к
сохранению окружающей среды;
понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном
мире, чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к
культурным традициям других народов;
проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной среды,
эстетические чувства – эмоционально-положительное восприятие и понимание красоты
форм и образов природных объектов, образцов мировой и отечественной художественной
культуры;
проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой
преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации, мотивация к
творческому труду, работе на результат, способность к различным видам практической
преобразующей деятельности;
проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции:
организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с
доступными проблемами;
готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики общения,
проявление толерантности и доброжелательности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Врезультатеизучениятруда(технологии)науровненачальногообщегообразованияу
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативныеуниверсальныеучебныедействия,регулятивныеуниверсальныеучебные
действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и
исследовательскиедействиякакчасть познавательных универсальных учебных действий:
ориентироватьсявтерминахипонятиях,используемыхвтехнологии(впределах
изученного),использоватьизученнуютерминологиювсвоихустныхиписьменных
высказываниях;
осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных и
несущественных признаков;
сравниватьгруппыобъектов(изделий),выделятьвних общееи различия;
делать обобщения (технико-технологического и декоративно-художественного
характера) по изучаемой тематике;
использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной практической
творческой деятельности;
комбинировать и использовать освоенные технологии при изготовлении изделий в
соответствии с технической, технологической или декоративно-художественной задачей;
понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения объектов и
законов природы, доступного исторического и современного опыта технологической
деятельности.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть
познавательных универсальных учебных действий:
осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информации в учебнике и
других доступных источниках, анализировать её и отбирать в соответствии с решаемой
задачей;
анализировать и использовать знаково-символические средства представления
информации для решения задач в умственной и материализованной форме, выполнять
действия моделирования, работать с моделями;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения
учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым выходом),
оценивать объективность информации и возможности её использования для решения
конкретных учебных задач;
следоватьпривыполненииработыинструкциямучителяилипредставленнымвдругих
информационных источниках.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных
универсальных учебных действий:
вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения и
дополнения, формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать,
выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге;
создавать тексты-описания на основе наблюдений (рассматривания) изделий
декоративно-прикладного искусства народов России;
строить рассуждения о связях природного и предметного мира, простые суждения
(небольшие тексты) об объекте, его строении, свойствах и способах создания;
объяснятьпоследовательностьсовершаемыхдействийприсозданииизделия.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и
самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий:
рациональноорганизовывать
своюработу(подготовкарабочегоместа,поддержаниеи
наведение порядка, уборка после работы);
выполнятьправилабезопасноститрудапривыполненииработы;
планироватьработу,соотноситьсвоидействияспоставленнойцелью;
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их
результатами, прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
выполнять действия контроля и оценки, вносить необходимые коррективы в действие
после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
проявлятьволевуюсаморегуляциюпривыполненииработы.
Уобучающегосябудутсформированыумениясовместнойдеятельности:
организовывать под руководством учителя и самостоятельно совместную работу в
группе: обсуждать задачу, распределять роли, выполнять функции руководителя (лидера) и
подчинённого, осуществлять продуктивное сотрудничество;
проявлять интерес к работе товарищей, в доброжелательной форме комментировать и
оценивать их достижения, высказывать свои предложения и пожелания, оказывать при
необходимости помощь;
понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи решений
предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать конструктивный замысел,
осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения, предъявлять
аргументы для защиты продукта проектной деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по труду (технологии):
правильноорганизовыватьсвойтруд:своевременноподготавливатьиубиратьрабочее
место, поддерживать порядок на нём в процессе труда;
применятьправилабезопаснойработыножницами,иглойиаккуратнойработысклеем;
действоватьпопредложенномуобразцувсоответствиисправиламирациональной
разметки (разметка на изнаночной стороне материала, экономия материала при разметке);
определятьназванияиназначениеосновныхинструментовиприспособленийдля
ручноготруда(линейка,карандаш,ножницы,игла,шаблон,стекаидругие),использоватьих
в
практической работе;
определять наименования отдельных материалов (например, бумага, картон, фольга,
пластилин, природные, текстильные материалы) и способы их обработки (сгибание,
отрывание, сминание, резание, лепка и другие), выполнять доступные технологические
приёмы ручной обработки материалов при изготовлении изделий;
ориентироваться в наименованиях основных технологических операций: разметка
деталей, выделение деталей, сборка изделия;
выполнять разметку деталей сгибанием, по шаблону, «на глаз», «от руки», выделение
деталей способами обрывания, вырезания и другое, сборку изделий с помощью клея, ниток
и другое;
оформлятьизделиястрочкойпрямогостежка;
пониматьсмыслпонятий«изделие»,«детальизделия»,«образец»,«заготовка»,
«материал»,«инструмент»,«приспособление»,«конструирование»,«аппликация»;
выполнять задания с опорой на готовый план;
обслуживатьсебявовремяработы:соблюдатьпорядокнарабочемместе,ухаживатьза
инструментами и правильно хранить их, соблюдать правила гигиены труда;
рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы (по вопросам
учителя), анализировать простейшую конструкцию изделия: выделять основные и
дополнительные детали, называть их форму, определять взаимное расположение, виды
соединения, способы изготовления;
распознавать изученные виды материалов (природные, пластические, бумага, тонкий
картон,текстильные,клейидругие),ихсвойства(цвет,фактура,форма,гибкостьидругие);
называть ручные инструменты (ножницы, игла, линейка) и приспособления (шаблон,
стека, булавки и другие), безопасно хранить и работать ими;
различатьматериалыиинструментыпоихназначению;
называтьивыполнятьпоследовательностьизготовлениянесложныхизделий:разметка,
резание, сборка, отделка;
качественно выполнять операции и приёмы по изготовлению несложных изделий:
экономно выполнять разметку деталей «на глаз», «от руки», по шаблону, по линейке (как
направляющему инструменту без откладывания размеров), точно резать ножницами по
линиям разметки, придавать форму деталям и изделию сгибанием, складыванием,
вытягиванием,отрыванием,сминанием,лепкойипрочее,собиратьизделияспомощьюклея,
пластических масс и другое, эстетично и аккуратно выполнять отделку раскрашиванием,
аппликацией, строчкой прямого стежка;
использоватьдлясушкиплоскихизделийпресс;
с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на
инструкционную карту, образец, шаблон;
различатьразборныеинеразборныеконструкциинесложных изделий;
понимать простейшие виды технической документации (рисунок, схема),
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку;
осуществлять элементарное сотрудничество, участвовать в коллективных работах под
руководством учителя;
выполнятьнесложныеколлективныеработыпроектногохарактера;
называть профессии, связанные с изучаемыми материалами и производствами, их
социальное значение.
К концу обучения во 2 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по труду (технологии):
пониматьсмыслпонятий«инструкционная»(«технологическая»)карта,«чертёж»,
«эскиз»,«линиичертежа»,«развёртка»,«макет»,«модель»,«технология»,«технологические
операции», «способы обработки» и использовать их в практической деятельности;
выполнятьзаданияпосамостоятельносоставленномуплану;
распознавать элементарные общие правила создания рукотворного мира (прочность,
удобство, эстетическая выразительность – симметрия, асимметрия, равновесие), наблюдать
гармонию предметов и окружающей среды, называть характерные особенности изученных
видов декоративно-прикладного искусства;
выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного
мира в своей предметно-творческой деятельности;
самостоятельно готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности,
поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
анализироватьзадание(образец)попредложеннымвопросам,памяткеилиинструкции,
самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на инструкционную
(технологическую) карту;
самостоятельноотбирать материалыиинструментыдля работы,исследовать свойства
новых изучаемых материалов (толстый картон, натуральные ткани, нитки, проволока и
другие);
читать простейшие чертежи (эскизы), называть линии чертежа (линия контура и
надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба, линия симметрии);
выполнять экономную разметку прямоугольника (от двух прямых углов и одного
прямого угла) с помощью чертёжных инструментов (линейки, угольника) с опорой на
простейший чертёж (эскиз), чертить окружность с помощью циркуля;
выполнятьбиговку;
выполнять построение простейшего лекала (выкройки) правильной геометрической
формы и разметку деталей кроя на ткани по нему/ней;
оформлятьизделияисоединятьдеталиосвоеннымиручнымистрочками;
понимать смысл понятия «развёртка» (трёхмерного предмета), соотносить объёмную
конструкцию с изображениями её развёртки;
отличатьмакетотмодели,строитьтрёхмерныймакетизготовой развёртки;
определятьнеподвижныйиподвижныйспособсоединениядеталейивыполнятьподвижное и
неподвижное соединения известными способами;
конструироватьимоделироватьизделияизразличныхматериаловпомодели,простейшему
чертежу или эскизу;
решатьнесложныеконструкторско-технологическиезадачи;
применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические,
конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности;
делатьвыбор,какоемнениепринять–своёилидругое,высказанноевходеобсуждения;
выполнять работу в малых группах, осуществлять сотрудничество;
понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством
учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел,
искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт;
знатьпрофессиилюдей,работающихвсфереобслуживания.
К концу обучения в 3 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по труду (технологии):
пониматьсмыслпонятий«чертёжразвёртки»,«канцелярскийнож»,«шило»,
«искусственныйматериал»;
выделятьиназыватьхарактерныеособенностиизученныхвидовдекоративно-прикладного
искусства, профессии мастеров прикладного искусства (в рамках изученного);
узнаватьиназыватьпохарактернымособенностямобразцовилипоописанию изученные и
распространённые в крае ремёсла;
называтьиописыватьсвойстванаиболеераспространённыхизучаемыхискусственных и
синтетических материалов (бумага, металлы, текстиль и другие);
читатьчертёжразвёрткиивыполнятьразметкуразвёртокспомощьючертёжных инструментов
(линейка, угольник, циркуль);
узнаватьиназыватьлиниичертежа(осеваяицентровая); безопасно
пользоваться канцелярским ножом, шилом;
выполнятьрицовку;
выполнятьсоединениедеталейиотделкуизделияосвоеннымиручными строчками;
решать простейшие задачи технико-технологического характера по изменению вида и
способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции в
соответствии с новыми (дополненными) требованиями, использовать комбинированные
техники при изготовлении изделий в соответствии с технической или декоративнохудожественной задачей;
понимать технологический и практический смысл различных видов соединений в
технических объектах, простейшие способы достижения прочности конструкций,
использовать их при решении простейших конструкторских задач;
конструировать и моделировать изделия из разных материалов и конструктора по
заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям;
изменятьконструкциюизделияпозаданным условиям;
выбиратьспособсоединенияисоединительныйматериалвзависимостиоттребований
конструкции;
называть несколько видов информационных технологий и соответствующих способов
передачи информации (из реального окружения обучающихся);
понимать назначение основных устройств персонального компьютера для ввода,
вывода и обработки информации;
выполнятьосновныеправилабезопаснойработынакомпьютере;
использовать возможности компьютера и информационно-коммуникационных
технологий для поиска необходимой информации при выполнении обучающих, творческих
и проектных заданий;
выполнятьпроектныезаданиявсоответствииссодержаниемизученногоматериалана
основе полученных знаний и умений.
К концу обучения в 4 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по труду (технологии):
формировать общее представление о мире профессий, их социальном значении, о
творчествеитворческихпрофессиях,омировыхдостиженияхвобластитехникииискусства
(в
рамках изученного), о наиболее значимых окружающих производствах;
на основе анализа задания самостоятельно организовывать рабочее место в
зависимости от вида работы, осуществлять планирование трудового процесса;
самостоятельно планировать и выполнять практическое задание (практическую работу)
с опорой на инструкционную (технологическую) карту или творческий замысел, при
необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
пониматьэлементарныеосновыбытовойкультуры,выполнятьдоступныедействияпо
самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
выполнять более сложные виды работ и приёмы обработки различных материалов
(например, плетение, шитьё и вышивание, тиснение по фольге), комбинировать различные
способы в зависимости и от поставленной задачи, оформлять изделия и соединять детали
освоенными ручными строчками;
выполнятьсимволическиедействиямоделирования,пониматьисоздаватьпростейшие
виды технической документации (чертёж развёртки, эскиз, технический рисунок, схему) и
выполнять по ней работу;
решатьпростейшиезадачирационализаторскогохарактерапоизменениюконструкции
изделия: на достраивание, придание новых свойств конструкции в связи с изменением
функционального назначения изделия;
на основе усвоенных правил дизайна решать простейшие художественноконструкторские задачи по созданию изделий с заданной функцией;
создавать небольшие тексты, презентации и печатные публикации с использованием
изображений на экране компьютера, оформлять текст (выбор шрифта, размера, цвета
шрифта, выравнивание абзаца);
работатьсдоступнойинформацией,работатьвпрограммахWord, PowerPoint;
решать творческие задачи, мысленно создавать и разрабатывать проектный замысел,
осуществлять выбор средств и способов его практического воплощения, аргументированно
представлять продукт проектной деятельности;
осуществлятьсотрудничествовразличныхвидахсовместнойдеятельности,предлагать
идеи для обсуждения, уважительно относиться к мнению товарищей, договариваться,
участвоватьвраспределенииролей,координироватьсобственнуюработувобщемпроцессе.
4. РазделIII.Организационныйотдел
п.3.1.Учебныйпланначальногообщегообразования
Пояснительная записка
1. Основные положения.
Учебный план начального общего образования Муниципального бюджетного
общеобразовательного
учреждения
Маныч-Балабинской
основной
общеобразовательной школы на 2024-2025 учебный год (далее-учебный план) для1-4
классов, реализующих основную образовательную программу начального общего
образования, соответствующую ФГОС НОО (приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»),
фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время,
отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план является частью образовательной программы начального общего
образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Маныч-Балабинской основной общеобразовательной школы, разработанной в
соответствии с ФГОС начального общего образования, с учетом Федеральной
образовательной программы начального общего образования, и обеспечивает
выполнение санитарно- эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и
гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21.
Учебный план для 1-4 классов разработан на основе следующих нормативно-правовых
документов:
Законы:
Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями);
Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры
Государственного образовательного стандарта» (ред. от 23.07.2013);
Областнойзаконот14.11.2013№26-ЗС «ОбобразованиивРостовскойобласти»(в ред.
от 24.04.2015 № 362-ЗС).
Программы:
Федеральнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразования(утверждена
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 16 ноября 2022 года
№992)
Постановления:
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от27октября2020годаN32«Обутверждениисанитарно-эпидемиологическихправил
и
норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации общественного питания населения»»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
Приказы:
Приказ Минобрнауки России от 9.06.2016 г. № 699 «Об утверждении перечня
организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования»;
Приказ Минобрнауки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
ПриказМинистерстванауки ивысшего образованияРФиМинистерствапросвещения РФ
от 5.08.2020 г. №882/391 «Об организации и осуществлении образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об
утвержденииПорядкаорганизациииосуществленияобразовательнойдеятельностипо
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.08.2022 № 653 «Об
утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников»
Письма:
письмо Минобразования Россииот 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оцениваниии
аттестацииучащихся,отнесенныхпосостояниюздоровьякспециальноймедицинской
группе для занятий физической культурой»;
письмоМинобрнауки России от 15.07.2014 № 08-888 «Об аттестации учащихся
общеобразовательных организаций по учебному предмету «Физическая культура»;
письмо Минобрнауки России от 19.01.2018 № 08-96 «О методических рекомендациях
для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по
совершенствованию процесса реализации комплексного учебного курса «Основы
религиозных культур и светской этики» и предметной области «Основы духовнонравственной культуры народов России»;
письмоМинобрнауки России от30.05.2012г. NМД-583/19 «Обособенностях медикопедагогического контроля за организацией занятий физической культурой
обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»;
письмо Минпросвещения России от 26.02.2021 г. № 03-205 «Методические
рекомендации по обеспечению возможности освоения основных образовательных
программ обучающимися 5–11 классов по индивидуальному учебному плану»;
письмо Минпросвещения России от 03.03.2023 г № 03-327 «О направлении
информации (Методические рекомендации по введению федеральных основных
общеобразовательных программ);
письмо Минпросвещения России от 22.05.2023 г № 03-870 «О направлении
информации (Методические рекомендации по введению федеральных основных
общеобразовательных программ).
Школьныедокументы:
Устав МБОУ Маныч-Балабинской ООШ (утвержден Постановлением Администрации
Веселовского района от 10.11.2015 г. № 427)
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ МанычБалабинской ООШ (утверждена приказом МБОУ Маныч-Балабинской ООШ от
19.07.2023 № 136);
Положение об изучении образовательныхпотребностейи запросов обучающихся и их
родителей(законныхпредставителей)МБОУСадковскойООШ (утверждено приказом
МБОУ Маныч-Балабинской ООШ от 19.07.2017 г. № 102).
Нормативный срок освоенияпрограмм начального общего образования -4 года.
Обучение осуществляется по четвертям.
Продолжительностьучебнойнедели.
−
в1-4классах–5 дней;
Продолжительностьучебногогода:
в1классе–33 недели;
во2-4классах–34 недели.
ВсоответствиисразделомVI,таблицей6.6СанПиН1.2.3685-21:
продолжительность урока для 1 класса (сентябрь-декабрь) - 35минут, (январь-май) –
40 минут; для 2-3 классов - 40 минут.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 7
календарных дней. Для обучающихся в первом классе устанавливаются в середине
третьей четверти дополнительные недельные каникулы.
2.
Промежуточнаяаттестация
Учебныйпланопределяетформыпроведенияпромежуточнойаттестациивсоответствии сФОП
НОО, утвержденнойприказом Минпросвещения от 16.11.2022 № 992 Формы
промежуточной аттестации определены локальным актом школы: «Положение о
формах, периодичности и порядкетекущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся МБОУ Маныч-Балабинской ООШ».
Промежуточная аттестация (итоговый контроль) в переводных классах может
проводиться письменно, устно, в других формах.
Формыписьменнойаттестации:
контрольнаяработа;
проверочнаяработавформе ВПР;
диктант;
тест;
зачетидругиеформы.
Формыустнойаттестации:
проверкаосознанногочтения;
защитатворческихработ;
собеседованиеидругиеформы.
Решением педсовета устанавливается форма, порядок проведения, периодичность и
система оценок при промежуточной аттестации учащихся. Контрольно – измерительные
материалы для проведения всех форм промежуточной аттестации учащихся
разрабатываются учителем в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования, рассматриваются на
школьном методическом объединенииучителей и утверждаются приказом по школе.
В соответствии с требованиями ФГОС приоритетными в диагностике становятся
комплексныеметапредметныеработы,которыесоставляютсяизкомпетентностныхзаданий,
требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных
действий.
3.
Особенностиучебногоплана.
В основу учебного плана положен вариант федерального учебного плана № 1
Федеральной образовательной программы, утвержденной приказом Минпросвещения от
16.11.2022 № 992. Вариант № 1 предназначен для образовательных организаций, в которых
обучение ведется на русском языке в режиме пятидневной учебной недели.
Предметная область«Русский язык и литературное чтение» представлена
учебными предметами «Русский язык» и«Литературное чтение».
Спецификаначальногокурсарусскогоязыказаключаетсявеготеснойвзаимосвязисо
всеми учебными предметами, но особенно с литературным чтением, так как они не только
включены в единую предметную область, но и направлены на формирование и развитие
орфографической и лингвистической грамотности обучающихся.
На«Русскийязык»вучебномпланев1-4классахотведенопо5часовв неделю.
На«Литературноечтение»вучебномпланев1классеотведено5часов,втомчисле1 час из
части, формируемой участниками образовательных отношений, во 2-3 классах отведенопо
4 часавнеделю. Приоритетной целью обучения литературному чтению в
начальнойшколеявляетсядостижениенеобходимогодляпродолженияобразованияуровня
читательскойкомпетентностииобщегоречевогоразвитиямладшегошкольника,осознание
себя грамотным читателем, способным к творческой деятельности.
В школе языком образования является русский язык, и в соответствии с пунктом 32.1
ФГОС НООизучение родного языка и литературного чтения на родном языке из числа
языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской
Федерации осуществляется по заявлению родителей (законных представителей)
несовершеннолетних.Родителивсвоихзаявленияхотказалисьотизученияпредметов
«Родной(русский)язык»и«Литературноечтениенародном(русском)языке».
Предметнаяобласть«Иностранныйязык»представленаучебнымпредметом
«Иностранный язык (английский)» по 2 часа в неделю. Освоение учащимися курса
формирует элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и
письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение
младшего школьника; способствует мотивации к дальнейшему овладению иностранным
языком.
Предметная область «Математика и информатика» представлена учебным
предметом: «Математика».
Научебныйпредмет«Математика»в1-4классахотведенопо4часав неделю.
Основные задачи предмета: развитие математической речи учащихся, логического и
алгоритмическогомышления,воображения,обеспечениепервоначальныхпредставленийо
компьютерной грамотности.
Впроцессеусвоенияматематическогосодержанияученикиовладеваютобобщёнными
видами деятельности: анализировать, сравнивать классифицировать математические
объекты (числа, величины, числовые выражения, геометрические фигуры); описывать
ситуации, используя числа, величины, арифметические действия); моделировать
математические отношения; планировать решение задачи; объяснять (пояснять,
обосновывать) свой способ действия; описывать свойства геометрических фигур;
конструировать их модели; прогнозировать результат вычислений; строить рассуждения,
аргументировать высказывания, различать обоснованные и необоснованные суждения,
устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять анализ математических
объектов, выделять их существенные и несущественные признаки. Таким образом,
происходит интеграция материала по информатике в курсматематики.
Предметнаяобласть«Обществознаниеиестествознание»(«Окружающиймир»)
представленаучебнымпредметом:«Окружающиймир».
Наизучениепредмета«Окружающий мир»в 1–4 классахотведено по2 часа в неделю.
Курс является интегрированным, в его содержание дополнительно введены
развивающиемодулииразделысоциально-гуманитарнойнаправленности,элементыоснов
безопасности жизнедеятельности.
Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики»
представлена предметом «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ),
которыйизучаетсявобъеме1часавнеделюв4-мклассе.Наоснованиизаявленийродителей
(законныхпредставителей)несовершеннолетнихобучающихсявучебномпланепредставлен
модуль «Основы православной культуры».
Напреподаваниепредметовобразовательнойобласти«Искусство»в1-4классах
предусмотрено: «Изобразительноеискусство» -1часвнеделюи«Музыка» -1часвнеделю.
Изучениеданныхпредметовнаправленонаформированиеосновхудожественнойи
музыкальнойкультуры,овладениепрактическимиумениямиинавыкамиввосприятии,
анализеиоценкепроизведенийискусства.
Предметная область «Технология» представлена учебным предметом «Труд
(технология)»в 1-4 классах изучается по 1 часу в неделю.
Изучение данного предмета направлено не только на приобретение навыков
самообслуживания,овладениетехнологическимиприемамиручнойобработкиматериалов,
усвоение правил техники безопасности, но и приобретение первоначальных навыков
совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планированияи
организации.
Предметная область «Физическая культура» представлена в учебном плане
предметом «Физическая культура», на который отведено по 2 часа в неделю. образования
Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312». Данный курс направлен на укрепление
здоровья,содействиегармоничномуфизическому,нравственномуисоциальномуразвитию
обучающихся, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами
физической культуры, формирование установки на сохранение и укрепление здоровья,
навыков здорового и безопасного образа жизни. В целях выполненияКонцепции развития
детско-юношескогоспортавРоссийскойФедерациидо2030года
ивсоответствиисписьмомМинпросвещенияот21.12.2022№ТВ2859/03третийчаспредмета«Физическая культура» засчитывается за счет внеурочной
деятельности.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся, на основании
изучения запросов участников образовательных отношений часть учебного плана,
формируемая участниками образовательных отношений, распределена следующим
образом:
«Литературноечтение»:
1 час в неделю в 1 классе с целью синхронизации изучения тем в букварный период
(Обучение грамоте).
Учебныйкурс«Функциональнаяграмотность»:
1 час в неделю во 2 и 3 классах с целью развития функциональной грамотности,
готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему
успешному образованию.
Учебныйпланначальногообщегообразования(ФГОС-2021) (5дневная учебная неделя)
Предметныеобласти
Обязательнаячасть
Русский язык и
литературноечтение
Иностранныйязык
Математикаи
информатика
Обществознание и
естествознание
(Окружающиймир)
Основырелигиозных
культурисветской
этики
Учебныепредметы
классы
Количествочасоввнеделю
1
2
3
4
Всего
Русский язык
Литературноечтение
Иностранныйязык
(английский)
Математика
5
5
–
5
4
2
5
4
2
5
4
2
20
16
6
4
4
4
4
16
Окружающиймир
2
2
2
2
8
Основырелигиозных
культурисветской
этики
–
–
–
1
1
Искусство
Изобразительное
искусство
1
1
1
1
4
Музыка
Труд(технология)
Физическаякультура
1
1
Технология
1
1
Физическаякультура
2
2
Итого
21
22
Часть,формируемаяучастникамиобразовательныхотношений
Функциональнаяграмотность
1
Учебныенедели
33
34
Всегочасов
693
782
Рекомендуемаянедельнаянагрузкапри5-дневной
21
23
учебнойнеделе
Максимально допустимая недельная нагрузка,
21
23
предусмотреннаядействующимисанитарными
правиламиигигиеническиминормативами
1
1
2
22
1
1
2
23
4
4
8
87
1
34
782
23
34
782
23
2
135
3039
90
23
23
90
П.3.2.Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год
Календарный учебный график МБОУ
Маныч-Балабинской ООШ
на 2024-2025 учебный год
1. Даты начала и окончания учебного года
Дата начала учебного года: 2 сентября 2024 года.
Дата окончания учебного года: 23 мая 2025 года.
2. Учебные периоды и их продолжительность:
1 класс
Дата
Учебныйпериод/
Продолжительность
Начало
Окончание
каникулы
Iчетверть
02.09.2024
25.10.2024
8 недель
Осенниеканикулы
26.10.2024
04.11.2024
10 дней
II четверть
05.11.2024
28.12.2024
8 недель
Зимние каникулы
29.12.2024
08.01.2025
11 дней
IIIчетверть
09.01.2025
21.03.2025
11 недель
15.02.2025
23.02.2025
9 дней
Дополнительные
каникулы
Весенниеканикулы
22.03.2025
30.03.2025
9 дней
IVчетверть
31.03.2025
23.05.2025
7 недель
Продолжительностьучебногогода
33 учебные недели
Учебныйпериод/
каникулы
Начало
Iчетверть
02.09.2024
Осенниеканикулы
26.10.2024
II четверть
05.11.2024
Зимние каникулы
29.12.2024
IIIчетверть
09.01.2025
Весенниеканикулы
22.03.2025
IVчетверть
31.03.2025
Продолжительностьучебногогода
2.-4классы
Дата
Окончание
25.10.2024
04.11.2024
28.12.2024
08.01.2025
21.03.2025
30.03.2025
23.05.2025
Продолжительность
3. Регламентирование образовательного процесса на неделю.
Продолжительностьучебнойнедели:
- в1-4классахпятидневнаяучебнаянеделя;
- выходныедни-суббота,воскресенье.
8 недель
10 дней
8 недель
11 дней
11 недель
9 дней
7 недель
34учебныенедели
Регламентированиеобразовательногопроцессана день:
- школаработаетводнусмену.
Организацияпромежуточнойаттестации:
Промежуточнаяаттестацияпроводитсяс07.04.2025г.по16.05.2025г.безпрекращения
образовательногопроцесса.
П.3.2.Календарный план воспитательной работы
3.2.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы школы (НОО) на 2024-2025 уч.г.
Дела,события, мероприятия
Участники/
Сроки
Организаторы/
классы
проведения
Ответственные
Праздники
Деньзнаний
1-4классы
02.09.2024
Заместитель
директорапоУР,
Алексанян Л.Е.
Посвящение в первоклассники
1 класс
сентябрь
Мелюх С.А.
День рождения Ростовской
1-4классы
13.09.2024
классные
области
руководители
День учителя
1-4классы
4.10.2024
классные
руководители
День отца в России
1-4классы
15.10.2024
классные
руководители
День матери в России
1-4классы
26.11.2024
классные
руководители
Новогодняя елка
1-4классы
декабрь
классные
руководители
День Защитника Отечества
1-4классы
21.02.2025
классные
руководители
Масленица
1-4классы
февраль-март
классные
руководители
Международный женский
1-4классы
07.03.2025
классные
день
руководители
День Победы
1-4классы
09.05.2025
Заместитель
директорапоУР,
классные
руководители
Прощание с букварем
1 класс
апрель
Мелюх С.А.