Выписка из основной образовательной программы
начального общего образования
МБОУ Маныч-Балабинской ООШ (ООП НОО)
(утверждена приказом от 29.08.2025г. №130)
ОБСУЖДЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА
К утверждению Педагогическим советом
(протокол от 29.08.2025 г. № 1)
РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА
Управляющим советом
(протокол от 29.08.2025 г. №1)
Учебный план
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
Маныч-Балабинской основной
общеобразовательной школы
на 2025-2026 учебный год
(начальное общее образование)
1
Пояснительная записка
1. Основные положения.
Учебный план начального общего образования Муниципального бюджетного
общеобразовательного
учреждения
Маныч-Балабинской
основной
общеобразовательной школы на 2025-2026 учебный год (далее - учебный план) для 14 классов, реализующих основную образовательную программу начального общего
образования, соответствующую ФГОС НОО (приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования»),фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной
нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет
учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план является частью образовательной программы начального общего
образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Маныч-Балабинской основной общеобразовательной школы, разработанной в
соответствии с ФГОС начального общего образования, с учетом Федеральной
образовательной программы начального общего образования, и обеспечивает
выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и
гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685- 21.
Учебный план для 1-4 классов разработан на основе следующих нормативноправовых документов:
Законы:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями);
Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры
Государственного образовательного стандарта» (ред. от 23.07.2013);
Федеральный закон от 19.12.2023 № 618-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации»
Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»
(в ред. от 07.11.2023).
Программы:
Федеральная образовательная программа начального общего образования (утверждена
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372
"Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования")
Постановления:
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 "Об
утверждении
Правил
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ"
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении Санитарных правилам СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 27.10.2020 года № 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и
норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации общественного питания населения»»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»».
2
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 17 марта 2025г. № 2 “О внесении изменений в санитарные правила и нормы
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2”
Приказы:
Приказ Минобрнауки России от 09.06.2016 г. № 699 «Об утверждении перечня
организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования»;
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении
образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных
программ»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с
изменениями, внесенными приказами Минпросвещения России от 11 февраля 2022
года № 69, от 7 октября 2022 года № 888, от 5 декабря 2022 года № 1063, от 3 августа
2023 года № 581,от 4 марта 2025 года № 169)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования» (с изменениям, внесенными приказами Минпросвещения России
от 18 июля 2022 года № 569,от 8 ноября 2022 года № 955,от 22 января 2024 года №
31);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.08.2022 № 653 «Об
утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 "Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования";
Приказ Минпросвещения от 22.01.2024 № 31 "О внесении изменений в некоторые
приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства
просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего образования и основного общего
образования"
Приказ Минпросвещения России от 18 июля 2024 года № 499 «Об утверждении
федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего
образования, основного общего образования и среднего общего образования»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.10.2024 № 704 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего
образования, основного общего образования и среднего общего образования»
3
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 05.11.2024 № 769 "Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, и установлени и предельного
срока использования исключенных учебников и разработанных в комплекте с ними
учебных пособий"
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.06.2025 № 467 "О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки
Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего и основного общего образования"
Письма:
письмо Минобразования России от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и
аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской
группе для занятий физической культурой»;
письмо Минобрнауки России от 15.07.2014 № 08-888 «Об аттестации учащихся
общеобразовательных организаций по учебному предмету «Физическая культура»;
письмо Минобрнауки России от 30.05.2012г. № МД-583/19 «Об особенностях медикопедагогического контроля за организацией занятий физической культурой
обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»;
Письмо Минпросвещения России от 12.02.2024 №03-160 «Разъяснения по вопросам
организации обучения по основным общеобразовательным и дополнительным
общеразвивающим программам для детей, нуждающихся в длительном лечении в
медицинских организациях».
Школьные документы:
Устав МБОУ Маныч-Балабинская ООШ
(утвержден
Постановлением
Администрации Веселовского района от 10.04.2025 г.
№ 217)
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ
Маныч-Балабинской ООШ (утверждена приказом МБОУ Маныч-Балабинской ООШ
от 29.08.2025 года № 130);
Положение об изучении образовательных потребностей и запросов обучающихся и
их родителей (законных представителей) МБОУ Маныч-Балабинской ООШ
(утверждено приказом МБОУ Маныч-Балабинской ООШ от 11.07.2017 г. № 102).
Нормативный срок освоения программ начального общего образования - 4 года.
Обучение осуществляется по четвертям.
Продолжительность учебной недели.
−
в 1-4классах–5 дней;
Продолжительность учебного года:
В 1классе–33 недели;
Во 2-4классах–34 недели.
В соответствии с разделом VI, таблицей 6.6 СанПиН1.2.3685-21:
–продолжительность урока для 1 класса (сентябрь-декабрь) -35минут, (январь-май)–40
минут; для 2-4 классов - 40минут.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 7
календарных дней. Для обучающихся в первом классе устанавливаются в середине
третьей четверти дополнительные недельные каникулы.
2.
Промежуточная аттестация
Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в
соответствии с ФОП НОО, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 №
372. Формы промежуточной аттестации определены локальным актом школы:«Положение
о
4
формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся МБОУ Маныч-Балабинской ООШ».
Промежуточная аттестация (итоговый контроль) в переводных классах может
проводиться письменно, устно, в других формах.
Формы письменной аттестации:
- Контрольная работа;
- Проверочная работа в форме ВПР;
- диктант;
- тест;
- зачет и другие формы.
Формы устной аттестации:
- проверка осознанного чтения;
- защита творческих работ;
- собеседование и другие формы.
Решением педсовета устанавливается форма, порядок проведения, периодичность и
система оценок при промежуточной аттестации учащихся. Контрольно – измерительные
материалы для проведения всех форм промежуточной аттестации учащихся
разрабатываются учителем в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования, рассматриваются на
школьном методическом объединении учителей и утверждаются приказом по школе.
В соответствии с требованиями ФГОС приоритетными в диагностике становятся
комплексные метапредметные работы, которые составляются из компетентностных
заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и
коммуникативных действий.
3.
Особенности учебного плана.
В основу учебного плана положен вариант федерального учебного плана № 1
Федеральной образовательной программы на 2025-2026 учебный год, сформированный на
основе положений приказа Минпросвещения России от 19марта 2024г. № 171 «Овнесении
изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования,
основного общего образования и среднего общего образования». Вариант № 1
предназначен для образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском
языке в режиме пятидневной учебной недели.
Предметная область «Русский язык и литературное чтение» представлена
учебными предметами «Русский язык» и «Литературное чтение».
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной
взаимосвязи со всеми учебными предметами, но особенно с литературным чтением, так
как они не только включены в единую предметную область, но и направлены на
формирование и развитие орфографической и лингвистической грамотности
обучающихся.
На «Русский язык» в учебном плане в 1-4 классах отведено по 5 часов в неделю.
На «Литературное чтение» в учебном плане в 1-4 классах отведено 4 часа в
неделю.
В школе языком образования является русский язык, и в соответствии с пунктом
32.1 ФГОС НОО изучение родного языка и литературного чтения на родном языке из
числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик
Российской Федерации осуществляется по заявлению родителей (законных
представителей) несовершеннолетних. Родители в своих заявлениях отказались от
изучения предметов «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном
(русском) языке».
Предметная область «Иностранный язык» представлена учебным предметом
«Иностранный язык (английский)» по 2 часа в неделю, начиная со 2 класса. Освоение
учащимися курса формирует элементарные коммуникативные умения в говорении,
аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление,
память и воображение младшего школьника; способствует мотивации к дальнейшему
5
овладению иностранным языком.
Предметная область «Математика и информатика» представлена учебным
предметом: «Математика».
На учебный предмет «Математика» в 1-4 классах отведено по 4 часа в неделю.
Основные задачи предмета: развитие математической речи учащихся, логического
и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных
представлений о компьютерной грамотности.
В процессе усвоения математического содержания ученики овладевают
обобщёнными видами деятельности: анализировать, сравнивать классифицировать
математические объекты (числа, величины, числовые выражения, геометрические
фигуры); описывать ситуации, используя числа, величины, арифметические действия);
моделировать математические отношения; планировать решение задачи; объяснять
(пояснять, обосновывать) свой способ действия; описывать свойства геометрических
фигур; конструировать их модели; прогнозировать результат вычислений; строить
рассуждения,аргументироватьвысказывания,различатьобоснованныеинеобоснованные
суждения, устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять анализ
математическихобъектов,выделятьихсущественныеинесущественныепризнаки.
Таким
образом, происходит интеграция материала по информатике в курс математики.
Предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий
мир») представлена учебным предметом: «Окружающий мир».
На изучение предмета «Окружающий мир» в 1–4 классах отведено по 2 часа в
неделю. Курс является интегрированным, в его содержание дополнительно введены
развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, элементы
основ безопасности жизнедеятельности.
Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики»
представлена предметом «Основы религиозных культур и светской этики», который
изучается в объеме1 часа в неделю в 4-м классе. На основании заявлений родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в учебном плане
представлен модуль «Основы православной культуры».
На преподавание предметов образовательной области «Искусство» в 1-4 классах
предусмотрено: «Изобразительное искусство» -1 час в неделю и «Музыка» - 1 час в
неделю.
Изучение данных предметов направлено на формирование основ художественной и
музыкальной культуры, овладение практическими умениями и навыками в восприятии,
анализе и оценке произведений искусства.
Предметная область «Технология» представлена учебным предметом «Труд
(технология)» в 1-4 классах изучается по 1 часу в неделю.
Основной целью программы по предмету «Труд (технология)» является успешная
социализация обучающихся, формирование у них функциональной грамотности на базе
освоения культурологических и конструкторско-технологических знаний (о рукотворном
мире и общих правилах его создания в рамках исторически меняющихся технологий) и
соответствующих им практических умений, необходимых для разумной организации
собственной жизни, воспитание ориентации на будущую трудовую деятельность, выбор
профессии в процессе практического знакомства с историей ремесел и технологий.
Предметная область «Физическая культура» представлена в учебном плане
предметом «Физическая культура», на который отведено 3 час в 1 классе и 2часа во 2-4
классах в неделю. Данный курс направлен на укрепление здоровья, содействие
гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию обучающихся,
формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической
культуры, формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков
здорового и безопасного образа жизни. В целях выполнения Концепции развития детскоюношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года и в соответствии с письмом
Минпросвещения от 21.12.2022 № ТВ-2859/03, третий час предмета «Физическая
культура» во 2-4 классах третий час
Реализуется за счет часов внеурочной деятельности.
6
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся, на основании
изучения запросов участников образовательных отношений часть учебного плана,
формируемая участниками образовательных отношений, распределена следующим
образом:
Учебный курс «Функциональная грамотность»:
1 час в неделю во 2 и 3 классах с целью развития функциональной грамотности,
готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему
успешному образованию.
Учебный план
начального общего образования
(5-дневная учебная неделя)
Предметные области
Обязательнаячасть
Русский язык и
литературное чтение
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
(Окружающий мир)
Основы религиозных
культур и светской
этики
Искусство
Учебные предметы
классы
Количество часов в неделю
Всего
1
2
3
4
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
(английский)
Математика
5
–
5
4
2
5
4
2
5
4
2
20
16
6
4
4
4
4
16
Окружающий мир
2
2
2
2
8
Основы религиозных
Культур и светской
этики
Изобразительное
искусство
Музыка
Труд (технология)
Физическая культура
–
–
–
1
1
1
1
1
1
4
1
1
2
22
1
1
2
23
4
4
1
34
782
23
34
782
23
135
3039
90
23
23
90
1
Технология
1
3
Физическая культура
2
Итого
21
22
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Функциональная грамотность
1
Учебные недели
33
34
Всего часов
693
782
Рекомендуемая недельная нагрузка при 5-дневной
21
23
Учебной неделе
Максимально допустимая недельная нагрузка,
21
23
Предусмотренная действующими санитарными
правилами и гигиеническими нормативами
7
1
1
8
1 класс
Предметныеобласти
Русский язык и
литературное чтение
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
(Окружающий мир)
Искусство
Учебные
предметыклассы
Количествочасоввнеделю
Обязательная
часть
Всего
Часть,
формируемая
участниками
образовательных
отношений
Русский язык
5
5
Литературное
чтение
Математика
4
4
4
4
Окружающий мир
2
2
Изобразительное
искусство
Музыка
1
1
1
1
1
3
3
Технология
Труд (технология)
Физическая культура
Физическая
культура
Итого
Максимально допустимая недельная нагрузка,
предусмотренная действующими санитарными
правилами и гигиеническими нормативами
8
1
21
2 класс
Предметные области
Русский язык и
литературное чтение
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
(Окружающий мир)
Искусство
Технология
Физическая культура
Учебные
предметы классы
Русский язык
Литературное
чтение
Иностранный язык
(английский)
Математика
Количество часов в неделю
Обязательная
часть
Всего
Часть,
формируемая
участниками
образовательных
отношений
5
4
5
4
2
2
4
4
Окружающий мир
2
2
Изобразительное
искусство
Музыка
Труд (технология)
Физическая
культура
1
1
1
1
2
1
1
2
Учебные курсы
Функциональная грамотность
Итого
Максимально допустимая недельная нагрузка,
предусмотренная действующими
санитарными правилами и гигиеническими
нормативами
9
1
1
22
23
1
23
3 класс
Предметные области
Русский язык и
литературное чтение
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
(Окружающий мир)
Искусство
Технология
Физическая культура
Учебные
предметы классы
Русский язык
Литературное
чтение
Иностранный язык
(английский)
Математика
Количество часов в неделю
Обязательная
часть
Всего
Часть,
формируемая
участниками
образовательных
отношений
5
4
5
4
2
2
4
4
Окружающий мир
2
2
Изобразительное
искусство
Музыка
Труд (технология)
Физическая
культура
1
1
1
1
2
1
1
2
Учебные курсы
Функциональная грамотность
Итого
Максимально допустимая недельная нагрузка,
предусмотренная действующими
санитарными правилами и гигиеническими
нормативами
10
1
1
22
23
23
4 класс
Предметные области
Русский языки
Литературное чтение
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
(Окружающий мир)
Основы религиозных
культур и светской
этики
Искусство
Технология
Физическая культура
Учебные предметы классы
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык (английский)
Математика
Количество
часов в
неделю
5
4
2
4
Окружающий мир
2
Основы религиозных культур и
светской этики
1
Изобразительное искусство
Музыка
Труд (технология)
Физическая культура
1
1
1
2
23
Итого
Максимально допустимая недельная нагрузка, предусмотренная
Действующими санитарными правилами и гигиеническими
нормативами
11
23
План внеурочной деятельности (недельный)
№
Наименование
Направление
Кол-во часов
Класс
1
2
3
4
5
6
Логоритмика
Школьный театр
Казачество
Здоровое поколение
Орлята России
Разговор о важном
социальное
общекультурное
Социально-педагогическое
физкультурно-спортивное
социальное
цикл классных часов
1
1
1
1
1
4
1
1-4
4
2-4
1-4
1-4