Выписка из основной образовательной основного общего образования МБОУ Маныч-Балабинской ООШ (утверждена приказом от 19.07.2023 года № 136 ОБСУЖДЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА к утверждению Педагогическим советом (протокол от 25.06.2023 г. № 11) РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА Управляющим советом (протокол от 25.06.2023 г. № 6) Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Маныч-Балабинской основной общеобразовательной школы на 2023-2024 учебный год (начальное общее образование) Выписка верна Директор: Е.Ю. Александрова 1 Пояснительная записка 1. Основные положения. 1.1. Учебный план начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Маныч-Балабинской основной общеобразовательной школы на 2023-2024 учебный год (далее - учебный план) для 1-4 классов,реализующих основную образовательную программу начального общего образования, соответствующую ФГОС НОО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. 1.2. Учебный план является частью образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Маныч-Балабинской основной общеобразовательной школы, разработанной в соответствиис ФГОС начального общего образования, с учетом Федеральной образовательнойпрограммы начального общего образования, и обеспечивает выполнениесанитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21. 1.3. Учебный план для 1-4 классов разработан на основе следующих нормативно-правовых документов: Законы: -ФедеральныйЗаконот29.12.2012№273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (сизменениями и дополнениями); - Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»(ред. от23.07.2013); - Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (вред.от 24.04.2015 №362-ЗС). Программы: - Федеральная образовательная программа начального общего образования (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 16 ноября 2022 года № 992); Постановления: - Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 года N 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»»; - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды обитания». Приказы: - Приказ Минобрнауки России от 9.06.2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; - Приказ Минобрнауки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»; 2 - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников» Письма: - письмо Минобразования России от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»; - письмо Минобрнауки России от 15.07.2014 № 08-888 «Об аттестации учащихся общеобразовательных организаций по учебному предмету «Физическая культура»; - письмо Минобрнауки России от 19.01.2018 № 08-96 «О методических рекомендациях для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию процесса реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и предметной области «Основы духовнонравственной культуры народов России»; - письмо Минобрнауки России от 30.05.2012 г. N МД-583/19 «Об особенностях медикопедагогического контроля за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»; - письмо Минпросвещения России от 26.02.2021 г. № 03-205 «Методические рекомендации по обеспечению возможности освоения основных образовательных программ обучающимися 5–11 классов по индивидуальному учебному плану»; - письмо Минпросвещения России от 03.03.2023 г № 03-327 «О направлении информации (Методические рекомендации по введению федеральных основных общеобразовательных программ); - письмо Минпросвещения России от 22.05.2023 г № 03-870 «О направлении информации (Методические рекомендации по введению федеральных основных общеобразовательных программ). Школьные документы: - Устав МБОУ Маныч-Балабинской ООШ (утвержден Постановлением Администрации Веселовского района от 10.11.2015 г. № 427) - Положение об изучении образовательных потребностей и запросов обучающихся иих родителей (законных представителей) МБОУ Маныч-Балабинской ООШ (утверждено приказом МБОУ Маныч-Балабинской ООШ от 07.06.2017 г. № 98). - Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ МанычБалабинской ООШ (утверждена приказом МБОУ Маныч-Балабинской ООШ от 19.07.2023 № 136). 1.4. Нормативный срок освоения программ начального общего образования - 4 года. Обучение осуществляется по четвертям. Продолжительность учебной недели в 1-4 классах – 5 дней; Продолжительность учебного года: в 1 классе – 33 недели; во 2-4 классах – 34 недели. 3 1.5. В соответствии с разделом VI, таблицей 6.6 СанПиН 1.2.3685-21: продолжительность урока для 1 класса (сентябрь-декабрь) - 35 минут, (январь-май) – 40 минут; для 2-3 классов - 40 минут. 1.6. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 7 календарных дней. Для обучающихся в первом классе устанавливаются в середине третьей четверти дополнительные недельные каникулы. 2. Промежуточная аттестация. Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в соответствии с ФОП НОО, утвержденной приказом Минпросвещения от 16.11.2022 № 992. Формы промежуточной аттестации определены локальным актом школы: «Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ Маныч-Балабинской ООШ». Промежуточная аттестация (итоговый контроль) в переводных классах может проводиться письменно, устно, в других формах. Формы письменной аттестации: - контрольная работа; - проверочная работа в форме ВПР; - диктант; - тест; - зачет и другие формы. Формы устной аттестации: - проверка осознанного чтения; - защита творческих работ; - собеседование и другие формы. Решением педсовета устанавливается форма, порядок проведения, периодичность и система оценок при промежуточной аттестации учащихся. Контрольно – измерительные материалы для проведения всех форм промежуточной аттестации учащихся разрабатываются учителем в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, рассматриваются на школьном методическом объединении учителей и утверждаются приказом по школе. В соответствии с требованиями ФГОС приоритетными в диагностике становятся комплексные метапредметные работы, которые составляются из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий. 3. Особенности учебного плана. В основу учебного плана положен вариант федерального учебного плана № 1 Федеральной образовательной программы, утвержденной приказом Минпросвещения от 16.11.2022 № 992. Вариант № 1 предназначен для образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке в режиме пятидневной учебной недели. Предметная область «Русский язык и литературное чтение» представлена учебными предметами «Русский язык» и «Литературное чтение». Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, но особенно с литературным чтением, так как они не только включены в единую предметную область, но и направлены на формирование и развитие орфографической и лингвистической грамотности обучающихся. На «Русский язык» в учебном плане в 1-4 классах отведено по 5 часов в неделю. На «Литературное чтение» в учебном плане в 1 классе отведено 5 часов, в том числе 1 час из части, формируемой участниками образовательных отношений, во 2-3 классах отведено по 4 часа в неделю. Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности и общего речевого развития младшего школьника, осознание себя грамотным читателем, способным к творческой деятельности. 4 В школе языком образования является русский язык, и в соответствии с пунктом 32.1 ФГОС НОО изучение родного языка и литературного чтения на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних. Родители в своих заявлениях отказались от изучения предметов «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке». Предметная область «Иностранный язык» представлена учебным предметом «Иностранный язык (английский)» по 2 часа в неделю. Освоение учащимися курса формирует элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника; способствует мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком. Предметная область «Математика и информатика» представлена учебным предметом: «Математика». На учебный предмет «Математика» в 1-4 классах отведено по 4 часа в неделю. Основные задачи предмета: развитие математической речи учащихся, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. В процессе усвоения математического содержания ученики овладевают обобщёнными видами деятельности: анализировать, сравнивать классифицировать математические объекты (числа, величины, числовые выражения, геометрические фигуры); описывать ситуации, используя числа, величины, арифметические действия); моделировать математические отношения; планировать решение задачи; объяснять (пояснять, обосновывать) свой способ действия; описывать свойства геометрических фигур; конструировать их модели; прогнозировать результат вычислений; строить рассуждения, аргументировать высказывания, различать обоснованные и необоснованные суждения, устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять анализ математических объектов, выделять их существенные и несущественные признаки. Таким образом, происходит интеграция материала по информатике в курс математики. Предметная область «Обществознание и естествознание» представлена учебным предметом: «Окружающий мир». На изучение предмета «Окружающий мир» в 1–4 классах отведено по 2 часа в неделю. Курс является интегрированным, в его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, элементы основ безопасности жизнедеятельности. Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» представлена предметом «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), который изучается в объеме 1 часа в неделю в 4-м классе. На основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в учебном плане представлен модуль «Основы православной культуры». Предметная область «Технология» представлена учебным предметом «Технология» в 1-4 классах изучается по 1 часу в неделю. Изучение данного предмета направлено не только на приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности, но и приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации. В 3 и 4 классах с целью приобретения первоначальных представлений о компьютерной грамотности, использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, в программу предмета включен раздел «Практика работы на компьютере» 8 часов. Раздел «Практика работы на компьютере» со 2 по 4 класс будут дополняться модулями курса «Основы кибербезопасности». Цель данного курса - дать общие представления о безопасности в информационном обществе и на этой основе сформировать понимание технологий информационной безопасности и умения применять правила кибербезопасности во всех сферах деятельности. На преподавание предметов образовательной области «Искусство» в 1-4 классах 5 предусмотрено: «ИЗО» -1 час в неделю и «Музыка» - 1 час в неделю. Изучение данных предметов направлено на формирование основ художественной и музыкальной культуры, овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства. Предметная область «Физическая культура» представлена в учебном плане предметом «Физическая культура», на который отведено по 2 часа в неделю. Данный курс направлен на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию обучающихся, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры, формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. В целях выполнения Концепции развития детскоюношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года и в соответствии с письмом Минпросвещения от 21.12.2022 № ТВ-2859/03 третий час предмета «Физическая культура» засчитывается за счет внеурочной деятельности. 3.1. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся, на основании изучения запросов участников образовательных отношений часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, распределена следующим образом: Учебный курс «Правильно читаем»: 1 час в неделю в 1 классе с целью синхронизации изучения тем в букварный период (Обучение грамоте). Учебный курс «Функциональная грамотность»: 1 час в неделю во 2 и 3 классах с целью развития функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию. 6 Учебныйпланначальногообщегообразования(ФГОС-2021) (5-дневнаяучебная неделя) Предметныеобласти Обязательнаячасть Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание (Окружающиймир) Основы религиозных культур и светской этики Искусство Учебныепредметыкл ассы Количествочасоввнеделю 1 2 3 4 Всего Русский язык Литературное чтение Иностранный язык (английский) Математика 5 4 – 5 4 2 5 4 2 5 4 2 20 16 6 4 4 4 4 16 Окружающий мир 2 2 2 2 8 Основы религиозных культур и светской этики Изобразительное искусство Музыка Технология Физическаякультура – – – 1 1 1 1 1 1 4 1 1 2 22 1 1 2 23 4 4 8 87 1 1 Технология 1 1 Физическаякультура 2 2 Итого 20 22 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Функциональная грамотность 1 1 Правильно читаем Учебные недели 33 34 Всего часов 693 782 Рекомендуемая недельная нагрузка при 5-дневной 21 23 учебной неделе Максимальнодопустимаянедельнаянагрузка, 21 23 предусмотреннаядействующимисанитарнымипра виламиигигиеническиминормативами 7 1 3 34 782 23 34 782 23 135 3039 90 23 23 90 1 класс Предметныеобласти Русский язык илитературноечтение Математикаи информатика Обществознаниеи естествознание(Окру жающиймир) Искусство Учебныепредметы Количествочасоввнеделю классы Обязательнаяч Часть,формируем асть аяучастникамиобр азовательных отношений Русскийязык Всего 5 4 5 4 4 4 Окружающиймир 2 2 Изобразительное искусство Музыка 1 1 1 1 2 1 1 2 Литературное чтение Математика Технология Технология Физическаякультура Физическая культура Учебный курс «Читаем правильно» 1 Итого Максимально допустимая недельная нагрузка, предусмотренная действующими санитарными Правилами и гигиеническими нормативами 8 20 1 21 21 21 2 класс Предметныеобласти Учебныепредметы Количествочасоввнеделю классы Обязательнаяч Часть,формируем асть аяучастникамиобр азовательных отношений Русский язык илитературноечтение Иностранныйязык Математикаи информатика Обществознаниеи естествознание(Окру жающиймир) Искусство Технология Физическаякультура Всего Русскийязык Литературное чтение Иностранныйязык (английский) Математика 5 4 5 4 2 2 4 4 Окружающиймир 2 2 Изобразительное искусство Музыка Технология Физическая культура 1 1 1 1 2 1 1 2 Учебныекурсы Функциональнаяграмотность Итого Максимально допустимая недельная нагрузка,предусмотреннаядействующимисанит арными правиламиигигиеническиминормативами 9 1 1 22 23 23 3 класс Предметныеобласти Учебныепредметы, Количествочасоввнеделю классы Обязательнаяч Часть,формируем асть аяучастникамиобр азовательных отношений Русский язык илитературноечтение Иностранныйязык Математикаи информатика Обществознаниеи естествознание(Окру жающиймир) Искусство Технология Физическаякультура Всего Русскийязык Литературное чтение Иностранныйязык (английский) Математика 5 4 5 4 2 2 4 4 Окружающиймир 2 2 Изобразительное искусство Музыка Технология Физическая культура 1 1 1 1 2 1 1 2 Учебныекурсы Функциональнаяграмотность Итого Максимально допустимая недельная нагрузка,предусмотреннаядействующимисанит арными правиламиигигиеническиминормативами 10 1 1 22 23 23 4 класс Предметные области Учебные предметы Классы Количество часов в неделю Обязательная часть Всего Часть, формируемая участниками образовательного процесса Русский язык и Литературное чтение Русский язык 5 5 Литературное чтение 4 4 Иностранный язык Иностранный язык 2 2 4 4 2 2 Основы религиозных культур и светской этики 1 1 Музыка 1 1 Изобразительное искусство 1 1 Технология Технология 1 1 Физическая культура Физическая культура 2 2 23 23 (Английский язык) Математика и информатика Обществознание и естествознание Математика Окружающий мир (Окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Искусство Итого Максимально допустимая недельная нагрузка, предусмотренная действующими санитарнымиправилами и гигиеническими нормативами 23 11